Селивановская средняя школа №28 - Центр образования села Селиваново
Село Селиваново Щекинский район Тульская область
  • Система выявления, поддержки и развития способностей и талантов у обучающихся

    Проблема развития и воспитания одарённых детей имеет важнейшее государственно значение, так как от уровня подготовки будущих специалистов зависит трудовой потенци страны, области, района в ближайшей перспективе.

    Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением одарённы детей и работой с ними. Кроме того, вопросы одаренности в настоящее время волнуют многих. Это связано с развитием образования, которому присущи унификация и профильность,  ужесточением требований рынка труда . Раннее выявление, обучение и воспитание одарённых детей составляет одно из перспективных направлений развития системы образования, одновременно являясь одним изведущих факторов социализации и творческой самореализации личности. Необходимость создания целостной системы работы с талантливыми учащимися становится все болееактуальной и очевидной, так как в основу реформирования системы образования России положен принцип приоритета развития личности.

    Проблемы:

      1.Формальность работы самого  школьного ученического общества, т.к. основная деятельность и  инициатива в организации проектно-исследовательской работы  принадлежит учителям;

     2.Низкая мотивация некоторых учителей к подготовке  обучающихся к участию в различных предметных олимпиадах, интеллектуальных и творческих конкурсах.

    3.Педагогические и психологические трудности, обусловленные разнообразием видов одаренности, включая возрастную и скрытую одаренность, множество противоречивых теоретических подходов и методов.

    4. Кадровая проблема, связанная с недостаточной   личностной готовностью педагогов к работе с одаренными детьми.

    5. Своевременное выявление, поддержка и развитие одаренных детей. 

    Возможности:

    1. Развитие сети дополнительного образования и внеурочной деятельности.

    2. Участие в международных олимпиадах и конкурсах.

    3. Участие обучающихся  в  исследовательской  и проектной деятельности, в научно-практических конференциях,

    4. Создание для ученика ситуации успеха и уверенности, через личностно-ориентированное обучение и воспитание.

    5. Контроль  развития познавательной деятельности.:

    -тематический контроль знаний в рамках учебной деятельности;
    -контроль за обязательным участием одаренных и талантливых детей в конкурсах и олимпиадах разного уровня.

    6. Совместная практическая деятельность одаренного ребенка и родителей.

    7. Развитие критического и творческого мышления обучающихся в условиях  гуманизации  образовательного процесса.

    8. Методическое сопровождение программы.

    Можно выделить два этапа выявления талантливых детей.

    1 этап – аналитический – при выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности: учебной, художественной, физической, вокальной и т.д.

    Этот этап (1-4-й год обучения) характеризуется тем, что дети охотно осваивают навыковое содержание учения под руководством учителя  и самостоятельно. На этом этапе очень важно организовать урочную и внеурочную  деятельность как единый процесс, направленный  на развитие  творческих, познавательных способностей  учащихся, предложить такое количество дополнительных образовательных услуг, где бы каждый ученик мог реализовать свои эмоциональные, физические потребности.

    На первом этапе выявления талантливых детей учитываются сведения о высоких успехах в какой-либо деятельности ребенка от родителей и педагогов. Могут быть использованы также результаты групповых тестирований, социологических опросных листов. Это позволит очертить круг детей для более углубленных индивидуальных исследований.

    Второй этап (5-8-й год обучения) можно обозначить как диагностический. На этом этапе проводится индивидуальная оценка творческих возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности: учебную и внеклассную.

         Современное социально-экономическое положение, сложившееся в нашей стране, к сожалению, во многом не способствует расцвету талантов. Появилось большое количество семей, находящихся в крайне сложных материальных условиях. У детей из таких семей нередко ограничен кругозор, речь неправильна, может сопровождаться ненормативной лексикой (если семья имеет и низкий культурный уровень). Учителя в школах зачастую не могут в таких детях разглядеть признаки одаренности, так как их заслоняют встречающиеся трудности и проблемы в развитии. Поэтому психологи при работе с данной категорией школьников рекомендуют обращать внимание на следующие характеристики одаренных детей:

    1. живость и любознательность;
    2. независимость в действиях;
    3. инициатива, стремление участвовать во всем новом;
    4. использование воображения в мышлении;
    5. гибкость в подходах к проблемам;
    6. разнообразные интересы;
    7. сочинение историй;
    8. чувство юмора

         Для таких учащихся может быть характерно отклоняющееся поведение. Они негативно относятся к учителям, одноклассникам, даже собственным успехам. Им трудно ставить перед собой долгосрочные цели. При решении своих проблем могут быть чрезвычайно вспыльчивыми, агрессивными, склонны к насилию. Практика показывает, что при организации обучения, призванного компенсировать недостатки окружения, дети добиваются высоких результатов, в противоположном случае наблюдается резкое снижение интеллектуального уровня, проявление асоциальных форм поведения.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie