Селивановская средняя школа №28 - Центр образования села Селиваново
Село Селиваново Щекинский район Тульская область

Мероприятия антикоррупционной направленности

ЧТО ТАКОЕ КОРРУПЦИЯ И СПОСОБЫ БОРЬБЫ С НЕЙ

Вопрос противодействия коррупции - один из вечных вопросов организации государства.

Воспринимая коррупцию как системное явление, государство создает и реализует комплексные меры по ее противодействию. За период с 2008 года был образован Совет при Президенте по противодействию коррупции, разработаны и утверждены Национальные планы по противодействию коррупции, пакет антикоррупционных законов, ряд указов Президента Российской Федерации, расширяющих контроль над деятельностью государственных и муниципальных служащих, руководителей государственных корпораций. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» установил основные принципы и основы борьбы с коррупцией.

Важную роль в борьбе с коррупцией играют конкретные меры, способные уменьшить коррупционные проявления в государстве и обществе, выявить и наказать лиц, замешанных в коррупции. Простой и достаточно эффективной мерой является обязательная ежегодная отчетность чиновников (должностных лиц органов ис-полнительной власти и депутатов соответствующих уровней) о доходах и имущественном по¬ложении. Декларации о доходах указанных лиц (а также их детей и супругов) находятся в открытом доступе в сети Интернет, освещаются в официальных СМИ, проверяются контрольными и надзорными органами.

В большинстве органов исполнительной власти созданы службы собственной безопасности, целью деятельности которых является пресечение коррупционной деятельности служащих внутри органов исполнительной власти и их территориальных органах в субъектах Российской Федерации.

Как ни активна роль государства в принятии мер по противодействию коррупции, оно не сможет обойтись без помощи простых граждан в этой борьбе.

Каждый гражданин россиянин должен и обязан жить, и работать, руководствуясь законом. Во избежание коррупционных явлений необходимо твердо знать свои права, уметь защищать их, иметь твердую моральную позицию, отрицающую использование коррупционных методов в частной, общественной и профессиональной жизни.

ЧТО ТАКОЕ КОРРУПЦИЯ?

Важно ясно понимать суть этого явления и уметь отличать его от других правонарушений.

Но как тогда определить, что является коррупцией, а что нет? На сегодняшний день существует четкое определение понятия «коррупция», установленное законом.

Определение понятия «коррупция» приведено в Федеральном законе от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Коррупцией считается злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.

Если человек принимает участие в незаконном использовании своего или чьего-либо должностного положения с целью получения материальной или нематериальной выгоды - он становится частью коррупционной системы.

К сожалению, для большой группы людей дача мелких взяток для решения бытовых вопросов не противоречит собственному мировоззрению, нравственным ограничениям.

К коррупционным деяниям относятся следующие преступления: злоупотребление служебным положением (статья 285 и 286 Уголовного кодекса Российской Федерации, далее - УК РФ), дача взятки (статья 291 УК РФ), получение взятки (статья 290 УК РФ), злоупотребление полномочиями (статья 201 УК РФ), коммерческий подкуп (статья 204 УК РФ), а также иные деяния, попадающие под понятие «коррупция», указанное выше.

СУЩНОСТЬ КОРРУПЦИИ

Коррупция не появляется в обществе в одночасье. Сущность коррупции проявляется в тех социальных явлениях, с которыми она глубоко взаимосвязана. К их числу относятся правовой нигилизм и недостаточная правовая грамотность граждан, низкая гражданская позиция граждан.

Вот некоторые источники коррупции: неэффективное и несправедливое распределение и расходование материальных и нематериальных благ, снижение эффективности деятельности государственных и муниципальных органов, замедление темпов экономического роста, снижение уровня доверия к власти и другое.

УЧАСТНИКИ КОРРУПЦИИ

В коррупционном процессе всегда участвуют две стороны: взяткодатель и взяткополучатель.

Взяткодатель – лицо, которое предоставляет взяткополучателю некую выгоду в обмен на возможность пользоваться его полномочиями в своих целях. Выгодой могут быть деньги, материальные ценности, услуги, льготы и прочее. При этом обязательным условием является наличие у взяткополучателя распорядительных или административных функций.

Взяткополучателем может быть должностное лицо, сотрудник частной фирмы, государственный и муниципальный служащий, который возмездно осуществляет свои полномочия для определенного лица (круга лиц). От него могут ожидать исполнения, а также неисполнения его обязанностей, передачи информации и т.д. При этом он может выполнять требования самостоятельно либо способствовать выполнению требования другими лицами, используя свое положение, влия¬ние и власть.

Даже без проведения глубокого социально-экономического исследования очевиден ряд объективных причин существования коррупции в нашей стране.

В настоящее время среди населения имеется достаточно большая группа граждан, которые предпочитают расценивать коррупцию как нечто само собой разумеющееся.

Человек, дающий или берущий взятку, получает сиюминутную выгоду. Как правило, взяткодатель или взяткополучатель не думает о том, какими последствиями для него самого это может обернуться.

Рано или поздно встанет вопрос о законности совершенных действий, легальности полученного дохода.

Многие даже не задумываются, что именно их действия не позволяют эффективно бороться с коррупцией. Что же является причиной такого пассивного отношения граждан к коррупционной ситуации в стране и к личной судьбе? К причинам коррупционного поведения можно отнести:
•толерантность населения к проявлениям коррупции;
•отсутствие опасения потерять полученное благо в будущем при проверке оснований его приобретения;
•наличие у должностного лица выбора варианта поведения, когда он может решить поставленный перед ним вопрос как положительно, так и отрицательно;
•психологическая неуверенность гражданина при разговоре с должностным лицом;
•незнание гражданином своих прав, а также прав и обязанностей чиновника или лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации;
•отсутствие должного контроля со стороны руководства за поведением должностного лица.

ФОРМЫ КОРРУПЦИИ

Взятка

Основным коррупционным деянием является получение и дача взятки. Взятка - это не только деньги, но и другие материальные и нематериальные ценности. Услуги, льготы, социальные выгоды, полученные за осуществление или неосуществление должностным лицом своих полномочий, тоже являются предметом взятки.

Взяточничеством признается передача и получение материальных ценностей, как за общее покровительство, так и за попустительство по службе. К общему покровительству по службе могут быть отнесены, в частности, действия, связанные с незаслуженным поощрением, внеочередным необоснованным повышением в должности, совершением других действий, не вызываемых необходимостью. К попустительству по службе следует относить, например, непринятие должностным лицом мер за упущения или нарушения в служебной деятельности взяткодателя или представляемых им лиц, недобросовестное реагирование на его неправомерные действия.

Злоупотребление полномочиями

Злоупотребление - это использование коррупционером своего служебного положения вопреки интересам службы (организации), либо явно выходящее за пределы его полномочий, если такие действия (бездействие) совершены им из корыстной или иной личной заинтересованности и влекут существенное нарушение прав и законных интересов общества.

Должностное лицо, или лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, в таких случаях действует в пределах своих полномочий по формальным основаниям либо выходит за пределы имеющихся у него полномочий. Это часто происходит вопреки интересам службы и организации.

Коммерческий подкуп

Схожим по своим признакам с составом таких преступлений, как дача взятки и получение взятки, является коммерческий подкуп, который также включен в понятие «коррупция».

Различие этих преступлений заключается в том, что при коммерческом подкупе получение материальных ценностей, а равно незаконное пользование услугами имущественного характера за совершение действий (бездействия) в интересах дающего (оказывающего), осуществляется лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации.

Также, как и за взяточничество, за коммерческий подкуп Уголовным кодексом Российской Федерации предусматривается уголовная ответственность (вплоть до лишения свободы на срок до 5 лет) как лица подкупаемого, так и лица подкупающего.

Однако, в отличие от взятки, уголовной ответственности подлежит только тот коммерческий подкуп, который совершен по договоренности, вне зависимости от того, когда была осуществлена передача подкупа.

Взятка и подарок

Важное разъяснение: существует отличие взятки-вознаграждения от подарка. Если у вас есть знакомый - должностное лицо и вы хотите сделать ему подарок, то вы должны знать, что служащему органа власти и управления в связи с исполнением им должностных обязанностей запрещено получать вознаграждение от физических и юридических лиц: подарки, денежные вы¬платы, ссуды, любые услуги имущественно¬го характера, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и т.д. Подарки, полученные служащими в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и другими официальными мероприятиями, признаются федеральной собственностью или собственностью субъекта Российской Федерации и должны передаваться гражданским служащим по акту в государственный орган, в котором он служит. Тем не менее, статьей 575 Гражданского кодекса Российской Федерации позволено преподносить государственным и муниципальным служащим подарки стоимостью не выше трех тысяч рублей.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА КОРРУПЦИЮ

Необходимо обратить внимание на то, что Уголовным кодексом Российской Федерации предусматривается уголовная ответственность вплоть до лишения свободы на срок от 8 до 15 лет как за получение взятки, так и от 7 до 12 лет за дачу взятки.

То есть перед законом отвечает не только лицо, которое получает взятку, но и то лицо, которое взятку дает, или от чьего имени взятка передается взяткополучателю. В случае, если взятка передается через посредника, то он также подлежит уголовной ответственности за пособничество в даче взятки.

В основе взяточничества два вида преступлений: получение взятки (статья 290 УК РФ) и дача взятки (статья 291 УК РФ). Близки к ним такие уголовно наказуемые деяния, как коммерческий подкуп (статья 204 УК РФ), злоупотребление должностными полномочиями (статья 285 УК РФ) и злоупотребление полномочиями (статья 201 УК РФ).

Состав преступления (взяточничества) будет иметь место независимо от того, когда была принята взятка — до или после выполнения соответствующих действий, а также независимо от того, имелась ли предварительная договоренность между взяткодателем и взяткополучателем.

Дача взятки (передача должностному лицу лично или через посредника материальных ценностей) — это преступление, направленное на склонение должностного лица к совершению законных или заведомо незаконных действий (бездействия) в пользу дающего: для получения им преимуществ, за общее покровительство или за попустительство по службе (статья 291 УК РФ).

Дача взятки при отсутствии обстоятельств, отягчающих ответственность, наказывается штрафом в размере от 15 кратной до 30 кратной суммы взятки либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере десятикратной суммы взятки.

Дача взятки может осуществляться с помощью посредника. Посредничеством в даче взятки признается совершение действий, направленных на: непосредственную передачу предмета взятки от имени взяткодателя. Ответственность посредника во взяточничестве наступает независимо от того, получил ли посредник за это вознаграждение от взяткодателя (взяткополучателя) или не получил.

Если взятка передается должностному лицу через посредника, то такой посредник подлежит ответственности за пособничество в даче взятки.

Необходимо помнить, что лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если имело место:
а) вымогательство взятки со стороны должностного лица;
б) если лицо активно способствовало раскрытию и расследованию преступления;
в) если лицо после совершения преступления добровольно сообщило о даче взятки органу, имеющему право возбуждать уголовное дело.

Необходимо знать, что получение взятки — одно из самых общественно опасных должностных преступлений, особенно если оно совершено в крупном или особо крупном размерах группой лиц по предварительному сговору или организованной группой с вымогательством взятки.

Обстоятельствами, отягчающими уго¬ловную ответственность за получение взятки, являются:
•получение должностным лицом взятки за незаконные действия (бездействие);
•получение взятки лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления;
•получение взятки группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (2 и более человек);
•вымогательство взятки;
•получение взятки в крупном ил особо крупном размерах (крупным размером признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера, превышающие 150 тысяч рублей, а особо крупным размером – превышающие 1 миллион рублей).

Самым мягким наказанием за взятку является штраф, а самым суровым — лишение свободы на срок от 8 до 15 лет. Кроме того, за получение взятки лишают права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Таким образом, попытка получить блага, преимущества, избежать неприятностей при помощи взятки имеет своим последствием уголовное преследование и наказание.

КАК ПОБЕДИТЬ КОРРУПЦИЮ

Борьба с коррупцией, прежде всего, должна выражаться в нежелании граждан участвовать в коррупционных отношениях.

Именно поэтому для того, чтобы не оказаться жертвой коррупции, а равно самому не встать на путь преступления закона, необходимо иметь четкие представления о способах борьбы с коррупцией.

КАК СЕБЯ ВЕСТИ?

Попробуем разобраться, что же может сделать гражданин самостоятельно для того, чтобы не стать участником коррупционного преступления.

Перед тем как обратиться в государственные, муниципальные органы и учреждения, либо в коммерческие или иные организации, мы рекомендуем изучить нормативную базу, на основе которой действует тот или иной орган, учреждение, организация. Ведь именно знание законов поможет понять, когда должностное лицо начинает злоупотреблять своим положением либо вымогать взятку за действия, которые он и так должен выполнить в силу своих должностных обязанностей.

Без особых затруднений это возможно сделать в отношении государственных и муниципальных органов и учреждений. Для того чтобы информационная прозрачность деятельности государственной власти могла помочь простым гражданам самостоятельно бороться с коррупцией, все органы государственной и муниципальной власти обязаны размещать на своих официальных сайтах в Интернете нормативные акты, регламентирующие их деятельность. Поэтому перед обращением в тот или иной орган государственной или муниципальной власти мы рекомендуем изучить информацию о деятельности данного органа, имеющуюся, например, на сайте в Интернете.

Обобщенная информация по многим государственным услугам представлена на сайте www.gosuslugi.ru.

С коммерческими и иными организациями дело обстоит сложнее. Законодатель в отношении данных организаций не может принять аналогичные меры по информационной прозрачности, которые он принял в отношении государственных и муниципальных органов и учреждений. Однако не стоит считать, что деятельность коммерческих и иных организаций ничем не регулируется.

Указанные организации должны подчиняться законам, которые регламентируют ту сферу деятельности, в которой действует данная организация. Так, если вы собираетесь обратиться в организацию, которая занимается торговлей, оказанием услуг или выполнением работ, то целесообразно предварительно изучить Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителя». Также следует помнить о том, что данный закон, а также ряд других документов, касающихся деятельности данной организации, должны быть размещены в торговом зале, на специальном стенде.

Если вы хотите обратиться в организацию, оказывающую медицинские услуги, вам, кроме Закона «О защите прав потребителей», необходимо знать, какие медицинские услуги вам обязаны предоставить бесплатно в рамках имеющегося у вас полиса обязательного медицинского страхования, а также, при наличии, полиса добровольного медицинского страхования. Кроме того, целесообразно ознакомиться с нормативными актами, которые регламентируют порядок оказания медицинских услуг. Например, Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», постановление Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. № 1074 «О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Российской Федерации медицинской помощи на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов».

Если вы устраиваетесь на работу, то вам необходимо изучить те разделы Трудового кодекса Российской Федерации, которые касаются прав и обязанностей работника и работодателя.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ

Возможно, будет не лишним предпринять некоторые дополнительные меры.

Можно проконсультироваться с юристом, что позволит вам более уверенно чувствовать себя в разговоре.

По возможности, оформляйте обращение в письменной форме и сдавайте его в канцелярию того органа, в который вы обращаетесь. Если вы обращаетесь в государственный или муниципальный орган, то в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», ответ вам обязаны дать в течение 30 дней с момента вашего обращения.

В случае, если вы стали жертвой злоупотребления должностным лицом либо лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, своим служебным положением и полномочиями, то алгоритм ваших действий должен быть точно таким же, как при вымогательстве у вас взятки, коммерческого подкупа.

В случае, если в отношении вас идет какая-либо проверка со стороны государственных и муниципальных органов (составляют протокол о нарушении правил дорожного движения или таможенного режима, останавливают и просят предъявить паспорт для проверки и т.д.), то в целях самозащиты от злоупотребления служебным положением со стороны должностных лиц вам следует:
•проверить полномочия должностного лица, посмотрев его служебное удостоверение, и запомнить либо записать его ФИО и должность (звание);
•уточнить основания применения к вам санкций, совершения действий в отношении вас или вашего имущества - норму закона, на которую ссылается должностное лицо, запомните эту информацию или запишите;
•в случае составления в отношении вас протокола или акта настоять на заполнении должностным лицом всех граф, не оставляя их пустыми;
•настоять, чтобы в протоколе были указаны все свидетели, которых вы считаете необходимым указать (или понятые);
•настоять, чтобы в протоколе были указаны все документы, на которые вы ссылались при даче объяснений должностному лицу. Если должностное лицо отказывается принять указанные документы, потребовать от него письменного отказа;
•не подписывать протокол или акт, не прочитав его внимательно;
•в случае несогласия со сведениями, занесенными в протокол или акт, указать об этом перед проставлением подписи, для того чтобы можно было оспорить указанный протокол или акт;
•никогда не подписывать пустые листы или незаполненные формы;
•в строке протокола об административном правонарушении, в которой вы должны подписаться под тем, что вам разъяснены ваши права и обязанности, проставить слово НЕТ или прочерк, если должностное лицо, составляющее протокол, вам их не разъяснило или предложило прочитать их на обороте. Вы не должны читать о своих правах и обязанностях, вам должны их разъяснить;
•настоять на выдаче вам на руки копии протокола или акта.

Также вам необходимо знать, что, в соответствии с положениями статьи 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, протокол об административном правонарушении должен составляться немедленно после выявления административного правонарушения. Кроме того, вы не должны доказывать свою невиновность.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 указал: «Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях.

Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица».

ПАМЯТКА ГРАЖДАНИНУ О ТОМ, ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ У ВАС ВЫМОГАЮТ ВЗЯТКУ:

1. Отказать в даче взятки.
2. В случае вымогательства взятки или отсутствия возможности отказать в даче взятки (например, при угрозе жизни и здоровью) - об этом необходимо сообщить в правоохранительные органы, но при этом следует соблюдать следующие рекомендации в общении с вымогателем взятки:
•внимательно выслушать и точно запомнить поставленные вам условия (размеры сумм, наименование товаров и характер услуг, сроки и способы пе¬редачи взятки и т.д.);
•постараться отложить вопрос о времени и месте передачи взятки до следующей беседы;
•не брать инициативу в разговоре на себя, позволить «взяточнику» выговориться, сообщить вам как можно больше информации;
•незамедлительно обратиться в правоохранительные органы.

КУДА ОБРАЩАТЬСЯ?

Возможны следующие варианты действий:
Обжалование незаконных действий в рамках действующих административных процедур - подача жалобы непосредственному начальству или жалобы в вышестоящие инстанции.
Жалоба в контролирующие органы (в рамках потребительских отношений это могут быть территориальные учреждения Роспотребнадзора, Федеральной антимонопольной службы; в рамках отношений с организациями жилищно-коммунального хозяйства - жилищные комитеты и жилищные инспекции) или прокуратуру. Будьте внимательны: обвинения не должны быть голословными, жалоба должна содержать конкретные сведения и факты.

Вы также должны сообщить о факте вымогательства в правоохранительные органы или в управления собственной безопасности, которые, например, есть при Министерстве внутренних дел (МВД России) и Федеральной службе безопасности (ФСБ России). Устные сообщения и письменные заявления о преступлениях принимаются в правоохранительных органах круглосуточно, независимо от места и времени совершения преступления.

Вы можете обратиться в приемную прокуратуры, в дежурную часть органа МВД России, ФСБ России, таможенного органа или органа наркоконтроля. Вас обязаны выслушать и принять сообщение в устной или письменной форме. При этом вам следует узнать фамилию, должность и рабочий телефон сотрудника, принявшего сообщение.

Обращаем ваше внимание, что если вы выполните требования вымогателя и не заявите о факте дачи взятки в компетентные органы, то будете привлечены к уголовной ответственности при выявлении правоохранительными органами факта взятки.

Предложенные рекомендации, к сожалению, не могут считаться универсальными, исчерпывающими и единственно верными. В каждой конкретной ситуации вам приходится самостоятельно решать, какие методы и в какой мере применять для достижения наилучшего результата в общении с должностными лицами. Приведенные выше рекомендации - это основные направления для укрепления и защиты позиции граждан, не желающих мириться с коррупцией в своей повседневной жизни.

Федеральные законы

Локальные акты школы по антикоррупции

Планы мероприятий антикоррупционной направленности

Школа ведет  работу по формированию антикоррупционного мировоззрения обучающихся на основе  методических рекомендаций «Система воспитательной работы по формированию антикоррупционного мировоззрения в образовательном учреждении» (письмо Минобрнауки России от 20 мая 2013 г. № 08-585 «О формировании антикоррупционного мировоззрения учащихся».

 При  разработке мероприятий используются :

О.Н. Журавлева, К.О. Битюков.Методика анализа эффективности антикоррупционного образования и формирования правосознания и правовой культуры обучающихся ;

Методические рекомендации «Система воспитательной работы по формированию антикоррупционного мировоззрения в образовательном учреждении» (письмо Минобрнауки России от 20 мая 2013 г. № 08-585 «О формировании антикоррупционного мировоззрения учащихся»);

Амиров К.Ф. «Антикоррупционное и правовое воспитание»;

Кириллова Л.Е. «Профилактика нарушений, связанных с проявлением коррупции в сфере образовательной деятельности»;

Амирова Д.К. «Формирование антикоррупционной культуры у учащихся»;

Сафронова И.В.,  Фокеева И.М. «Формирование антикоррупционной нравственно-правовой культуры»;

Эрлих О.В. Методические рекомендации по работе с родителями в рамках антикоррупционного воспитания.

Куликов В.Б. Организация работы по профилактике и противодействию коррупции в образовательных организациях;

Барышников Е.Н. Антикоррупционное воспитание: система воспитательной работы по формированию у учащихся антикоррупционного мировоззрения в образовательном учреждении

методические рекомендации.

К формам организации деятельности образовательной организации по формированию антикоррупционного мировоззрения учащихся можно отнеси классные часы, круглый стол, конкурсы , минитеатрализация, агитбригада, лекции, игры и.т.д. Формами  работы образовательной организации с родителями по формированию антикоррупционного мировоззрения относятся  родительские собрания, лекции, правовые игры, круглый стол. дискуссии и.т д.   Все работники ОО  ознакомлены с федеральным законодательством , локальными нормативными актами о противодействии коррупции, в том числе с кодексом профессиональной этики, необходимостью соблюдения  запрета дарить  и получать подарки, запретом  сбора денежных средств на любые цели.

Беседы , направленные на формирование у  сотрудников ОО отрицательного отношения к коррупции, негативного отношения к дарению подарков в связи с исполнением ими служебных обязанностей, недопущения  поведения , которое может  восприниматься окружающими  как обещание  или предложение  взятки либо согласие принять взятку или как просьба о даче взятки . проведены с 46 работниками школы.

      В школе создан Совет по профилактике безнадзорности и правонарушений, оформлен уголок  правовых знаний, регулярно проводятся беседы и тематические занятия: «Подарки и другие способы благодарности», «Коррупция – порождение зла».

Беседы помогают обучающимся  разобраться в вопросах взаимоотношений в обществе, ролевые игры формируют навыки общения с представителями органов правопорядка, взрослыми и своими сверстниками.

В планы воспитательной работы школы   классных руководителей  включены мероприятия антикоррупционной направленности.

Проведение тематических классных часов: «Не в службу, а в дружбу», «Рука руку моет, и обе белы живут».«Подарки и другие способы благодарности»«Деньги: «свои» и «чужие», «Можно и нельзя», «Что такое взятка», «На страже порядка»,«Проблема «Обходного» пути»,»Государство и человек: конфликт интересов», «Требования к человеку, обреченному властью» способствует понимание  обучающимися  сущности феномена коррупции как преступного действия.

Проведены тематические классные часы по календарю государственных дат:

03 декабря -День юриста.

09 декабря –День борьбы с коррупцией.

10 декабря –Международный день прав человека

12 декабря –День Конституции РФ

     Данная работа призвана обеспечить нравственно-ценностную основу отказа от любых противоправных и безнравственных действий. Организация ролевых игр способствует формированию законопослушного поведения обучающихся, воспитанию потребности соблюдать установленные правила и нормы поведения в обществе.

    Для привлечения родителей к решению этой проблемы вопросы формирования антикоррупционного мировоззрения обсуждаются на родительских собраниях. Организуются встречи с работниками правоохранительных органов с обучающимися и родителями.

Дискуссия с родителями:

«Как гражданское общество может противодействовать коррупции?»

Предлагаемые вопросы для обсуждения с родителями:

Коррупция – «неизбежное зло»?

Как гражданское общество может противодействовать коррупции?

В 2021-2022 учебном году  в школе проведены  административные совещания по вопросам антикоррупционной политики, рассмотрены вопросы по предупреждению коррупции, проведена разъяснительная работа с работниками школы о недопущении незаконного сбора средств с родителей (законных представителей) обучающихся, о недопустимости принятия подарков в связи с их должностным положением. На совещании по формированию антикоррупционного мировоззрения обучающихся с классными руководителями даны рекомендации для формирования антикоррупционных установок личности обучающихся:

№ п/п

Формы и содержание деятельности

сроки

1.

Методические рекомендации «Формирование антикоррупционного мировоззрения у  детей и подростков»

            февраль

2.

Семинар-практикум

«ФОРМИРОВАНИЕ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ И НРАВСТВЕННО-ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГОВ»

апрель

На каждом возрастном этапе антикоррупционное воспитание имеет свою специфику:

Возраст учащихся

Ведущая воспитательная задача

Основное содержание воспитательной деятельности

Основные формы воспитательной работы

Учащиеся начальных классов

Формирование положительного отношения к хранителям порядка,

стремление стать хранителем порядка.

Хранители порядка:

правила охраны порядка, отношения с хранителями

Беседы-убеждения

ролевые игры

Учащиеся 5–7 классов

Формирование навыков совместной организации порядка в классе и школе

Организаторы порядка

коллективно-творческие дела

ролевые игры

Учащиеся 8–9 классов

Формирование компетентности в решении

жизненных задач по существующим нормам и правилам

Успех без нарушений

обучающие практикумы

Учащиеся 10–11классов

формирование у учащихся антикоррупционного мировоззрения

Коррупция как особый вид правонарушения

уроки,

дискуссии

В течение учебного года на уроках истории и обществознания изучались вопросы формирования антикоррупционного мировоззрения: СССР в период перестройки. Коррупция – болезнь российского общества ( 11 класс), Социально – экономическое развитие страны после отмены крепостного права. Крепостное право и коррупция на одной ступени ( 8 класс).

- в начальных классах по предмету «Окружающий мир» в разделе «Человек и общество» изучались темы, способствующие формированию компонентов антикоррупционного сознания»:

- оформлены выставки: «Где и почему процветает коррупция», «Этический кодекс государственных служащих» ,«Коррупция порождает стрессы».

На уроках литературы, литературного чтения  использовались  Элементы  антикоррупционной проблематики: Н.А. Некрасов «Размышления у парадного подъезда» ( 7 класс) - образ вельможи;

Н.В. Гоголь «Мертвые души» ( 9 класс) - образ Чичикова - образ приобретателя и накопителя;

пьеса Горького «На дне» (11 класс) , суровая, беспощадная правда о жизни низов - обогащение хозяев ночлежки  и т.д. На уроках литературы используются произведения М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита», И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев», «Золотой теленок».

Основной результат антикоррупционного воспитания – формирование человека, способного выполнять властные полномочия или взаимодействовать с представителями властных структур на правовой основе, избегая подкупа, взяточничества и других неправовых действий.

Этому способствуют  мероприятия антикоррупционной направленности, включенные в модуль  «Я – человек»   

Из плана воспитательной работы школы

6 класс

№ п/п

Формы и содержание деятельности

сроки

ответственные

Классный час «Без коррупции с детства» 6

сентябрь

Зам. директора по ВР,кл.руководители

Посещение книжной выставки «Коррупция в России: кто против?»

ноябрь

Зам. директора по ВР,билиотекарь

Единый классный час,  приуроченный  к Международному  дню борьбы с коррупцией – 9 декабря.

Просмотр и обсуждение социальных роликов и мультфильмов по  антикоррупционной тематике

декабрь

Зам. директора по ВР,кл.руководители

Круглый стол  «Исключение из правил»

февраль

Зам. директора по ВР,кл.руководители

Литературная гостиная «Нравственные уроки великих сказочников»6-7

март

Зам. директора по ВР,кл.руководители

Тематические классные часы: «Жить с достоинством - что это значит?

апрель

Зам. директора по ВР,кл.руководители

7 класс

№ п/п

Формы и содержание деятельности

сроки

ответственные

Посещение книжной выставки «Надо жить честно!»

октябрь

Зам. директора по ВР,кл.руководители

Единый классный час,  приуроченный  к Международному  дню борьбы с коррупцией – 9 декабря

декабрь

Зам. директора по ВР,кл.руководители

Конкурс  по   изготовлению антикоррупционной  закладки  для учебников  среди школьников  7 - 8  классов

март

Зам. директора по ВР,кл.руководители

Игра « Город коррупции» 7

апрель

Зам. директора по ВР,кл.руководители

Классный час на тему: «Защита законных интересов несовершеннолетних от угроз связанных с коррупцией»

май

Зам. директора по ВР,кл.руководители

План  Мероприятий  антикоррупционной  направленности  «Я – человек»   включает мероприятия  для каждого

конкретного класса с нарастающей сложностью задач.

Общешкольные мероприятия в 2021-2022уч. г

№ п/п

Формы и содержание деятельности

сроки

Классный час «А Вы знаете, что такое коррупция!»

октябрь

Выставка статей о коррупции. Информационный стенд:  как освещают СМИ тему коррупции в России

декабрь

Единый классный час,  приуроченный  к Международному  дню борьбы с коррупцией – 9 декабря

декабрь

Выступление  агитбригады:   « Можно ли победить коррупцию?»

март

Общешкольное мероприятие «К нам едет ревизор!»

апрель

Формы работы ( технологии), в которых развиваются УУД во внеурочной работе:1.Участие в решении учебной задачи, правового казуса, кейса или ситуации, как индивидуально, так и в группах.

2. Участие в различных формах дискуссий, в дебатах, обсуждениях фильмов, книг и т.д.

3.  участие в проектной и творческой  деятельности.

4. Участие в ролевых и деловых играх.

5.Подготовка и написание Эссе.

В августе 2021г. разработан и утверждён план работы по противодействию коррупции в школе, создана рабочая группа по реализации Плана мероприятий по противодействию коррупции в сфере деятельности школы.  В сентябре- октябре 2021г. проведено обновление  пакета документов по действующему законодательству, необходимого для организации работы по предупреждению коррупционных проявлений.

В сентябре 2021г. проведена проверка  должностных инструкций работников учреждения на предмет наличия в них коррупциногенных факторов, которые могут оказать влияние на работника при исполнении им своих должностных обязанностей.  В течение года  проводится  мониторинг всех локальных актов, издаваемых администрацией школы на предмет соответствия действующему законодательству.

В течение года   обеспечивается организация выступления работников правоохранительных органов перед педагогами по вопросам пресечения коррупционных правонарушений. В течение года  проводится мониторинг коррупционных правонарушений. В ноябре-декабре 2021г. проведено  социологическое  исследование «Удовлетворенность качеством образования».

На общедоступных местах в школе и на школьном сайте размещена информация: устав с целью ознакомления родителей с информацией о бесплатном образовании;

адреса и телефоны органов, куда должны обращаться граждане в случае проявления коррупционных действий: фактов вымогательства, взяточничества и других проявлений коррупции.

В соответствии с действующим законодательством рассматриваются  обращения  граждан, содержащие сведения о коррупции по вопросам, находящимся в компетенции администрации школы.

Администрацией школы обеспечивается  контроль за организацией и проведением ЕГЭ  и ОГЭ :

- организация информирования участников ЕГЭ  и ОГЭ и их родителей (законных представителей);

- обеспечение ознакомления участников ЕГЭ и ОГЭ с полученными ими результатами;

- участие работников ОУ в составе предметных комиссий,

- обеспечение присутствия наблюдателей во время проведения ЕГЭ и ОГЭ.

Родительская  общественность информируется  о расходовании средств, поступивших в качестве добровольных пожертвований.

С целью разъяснения политики школы в отношении коррупции проводятся  классные собрания.

Антикоррупционное образование предусматривает следующие моменты :

1.Включение в рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, истории, обществознанию, литературе, реализуемые в   школе элементов антикоррупционного воспитания, направленных на решение задач формирования антикоррупционного мировоззрения, повышения уровня правосознания и правовой культуры учащихся.

2. Организация повышения квалификации педагогических работников по формированию антикоррупционных установок личности учащихся.

3. Организация книжных выставок.

4. Проведение тематических классных часов.

5.Введение в  программу общеобразовательных предметов элементов антикоррупционного воспитания:

6. Встреча с представителями  правоохранительных органов.

7. Анкетирование учащихся 9-11 классов по вопросам коррупции в России.

8.Проведение внеклассных мероприятий по указанной тематике.

Положительные моменты:

  • отсутствие случаев коррупционного поведения в образовательной организации;
  • антикоррупционное просвещение: изложение сущности феномена коррупции как преступного действия;
  •  приобретение опыта конструктивного взаимодействия в школьном и социальном общении;
  • деятельность классного руководителя по формированию у  учащихся антикоррупционного мировоззрения.

Рекомендации:

  1. Информировать  участников образовательного процесса и население  через официальный сайт о ходе реализации антикоррупционной политики в школе.
  2.  Увеличить охват  участников образовательного процесса  мероприятиями антикоррупционной направленности.
  3. Разнообразить формы  и методы  антикоррупционной работы среди  всех участников образовательного процесса.
  4. Организовать повышение квалификации классных руководителей по формированию антикоррупционных установок личности учащихся.
  5. Организовывать встречи с представителями  правоохранительных органов на постоянной основе.
  6. Активизировать взаимодействие с родителями, общественными организациями, другими

институтами гражданского общества по вопросам  антикоррупционной пропаганды;

Отв.  заместитель директора по учебно-воспитательной работе  В.В. Назарова , срок исполнения: в течение учебного год