Селивановская средняя школа №28 - Центр образования села Селиваново
Село Селиваново Щекинский район Тульская область
  • Доступная среда

    ИНФОРМАЦИЯ
    для родителей (законных представителей) по вопросам получения образования
    обучающимися, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью

    Статья 44 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» посвящена правам, обязанностям и ответственности в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. Среди прав родителей (законных
    представителей) несовершеннолетних обучающихся законодатель особо выделилпреимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Названному праву родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся корреспондирует обязанность заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. Положения Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» тесно переплетаются со ст. 63 СК РФ, которая
    устанавливает, что родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Только они могут определять направление становления личности их ребенка. Таким образом, воспитание и образование детей - это право и одновременно обязанность родителей. В
    конечном итоге только на родителях лежит ответственность за формирование внутреннейосновы ребенка, определяющего его какличность, - уровень развития, интеллект, образованность, наличие моральных качеств, владение навыками, приобщенность к культуре, искусству, спорту, их физическое и психическое развитие. Для осуществления родителями такого права и выполнения обязанности органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации призваны оказывать
    помощь в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право
    выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии):
    - формы получения образования;
    - формы обучения;
    - организации, осуществляющие образовательную деятельность;
    - язык, языки образования;
    - факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

    Кроме того, родители (законные представители) несовершеннолетних
    обучающихся имеют право:


    1) знакомиться с уставом организации, осуществляющей образовательную деятельность,лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с учебно-программной документацией и другими
    документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной
    деятельности;
    2) знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей;
    3) защищать права и законные интересы обучающихся;
    4) получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) обучающихся, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований
    обучающихся;
    5) принимать участие в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в форме, определяемой уставом этой организации.

    В соответствии с частью 4 статьи 44 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны:
    1) обеспечить получение детьми общего образования.
    2) соблюдать правила внутреннего распорядка организации, осуществляющей образовательную деятельность, правила проживания обучающихся в интернатах, требования локальных нормативных актов, которые устанавливают режим занятий обучающихся, порядок регламентации образовательных отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) их родителями (законными
    представителями) и оформления возникновения, приостановления и прекращения этих отношений;
    3) уважать честь и достоинство обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.
    За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" и иными федеральными законами, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся несут ответственность, предусмотренную ст. ст. 69, 73 Семейного кодекса РФ, ст. 5.35 Кодекса РФ об административных правонарушениях, ст. 156 Уголовного кодекса РФ. В соответствии со ст. ст. 69, 73 СК РФ родители (или один из них) могут быть ограничены в родительских правах, а также лишены родительских прав, если они уклоняются от выполнения своих обязанностей, злоупотребляют своими родительскими
    правами. Однако ограничение либо лишение родительских прав - это крайне жесткая мера и в связи с этим применяемая редко и за существенно более грубые нарушения родителями своих обязанностей, чем просто нарушение обязанностей в сфере
    образования. Статьей 5.35 КоАП РФ предусмотрена ответственность за неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних. Неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей.

    Законодатель выделяет формы получения образования, формы обучения и формы реализации образовательных программ. К формам получения образования отнесены:
    - получение образования в организациях, осуществляющих образовательную
    деятельность;
    - получение образования вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

    Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право дать ребенку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье. Ребенок, получающий семейное образование, по решению его родителей (законных представителей) с учетом его мнения на любом этапе обучения вправе продолжить образование в образовательной организации. При выборе родителями (законными представителями) детей получения общего образования в форме семейного образования родители (законные представители) информируют об этом выборе орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территориях которыхони проживают (часть 5 статьи 63 Федерального закона).

    При выборе семейной формы образования заключается договор о получении начального общего, основного общего, среднего общего образования в форме семейного образования между образовательной организацией, родителями (законными представителями)
    обучающегося и комитетом по образованию. В договоре указывается перечень учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) образовательной программы, по которым обучающийся будет получать семейное образование, согласовывается график прохождения промежуточной аттестации.
    При выборе семейной формы образования у родителей (законных представителей) возникают обязательства по обеспечению овладения обучающегося знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающегося мотивации получения образования в течение всей жизни. В соответствии с частью 4 статьи 17 и пунктом 2 части 3 статьи 44 Федерального закона ребенок, получающий образование в семейной форме, по решению его родителей (законных представителей) с учетом его мнения на любом этапе обучения вправе продолжить его в любой иной форме, предусмотренной Федеральным законом, либо использовать право на сочетание форм получения образования и обучения.
    Обучающиеся в форме семейного образования в соответствии с частью 3 статьи 34 Федерального закона имеют право пройти промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по
    соответствующей имеющей государственную аккредитацию образовательной программе.Указанные лица, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию бесплатно. Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин признаются академической задолженностью. Образовательная организация, родители (законные представители) экстерна, обеспечивающие получение семейного образования,
    обязаны создать обучающемуся условия для ликвидации академической задолженности и обеспечить контроль за своевременностью ее ликвидации. Экстерны, не ликвидировавшие в установленные сроки академическую задолженность, продолжают получать образование в образовательной организации. Семейное образование следует отличать от такого смежного института образовательного
    законодательства, как обучение на дому, которое является формой реализации образовательных программ. Это право предоставляется детям-инвалидам и детям, нуждающимся в длительном лечении, которые по состоянию здоровья не могут посещать
    образовательные организации, с согласия или по инициативе родителей при наличии медицинского заключения. Такое обучение направлено на создание благоприятных условий для обучающихся с учётом возрастных и индивидуальных особенностей,
    соматического и нервно-психического здоровья.  Обучение на дому обеспечивается органами управления образованием и образовательными организациями. Порядок обучения детей-инвалидов на дому и размеры компенсаций затрат на эти цели определены постановлением правительства Тульской области от 05.11.2014 № 554«Об утверждении Порядка регламентации и  формления отношений государственной образовательной организации, находящейся в ведении Тульской области, и муниципальной
    образовательной организации, расположенной на территории Тульской области, и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов». Основанием для организации обучения на дому являются заключение медицинской организации и обращение в письменной форме родителей (законных представителей). На основании представленных документов издается приказ об организации обучения на дому, которым утверждается расписание занятий, которое обязательно согласуется с родителями (законными представителями) обучающихся путем проставления росписи,
    определяется педагогический персонал для занятий с учеником, место проведения занятий. При назначении педагогических работников, работающих с детьми, нуждающимися в обучении на дому, преимущество отдается педагогическим работникам,
    работающим в данном классе. Между школой и родителями (законными представителями) заключаются договоры об
    организации обучения на дому по основным общеобразовательным программам, в приложении которых содержится учебный план, разработанный с учетом реализации федеральных государственных образовательных стандартов. Учебный план
    согласовывается с родителями (законными представителями) обучающихся. Обучающимся, нуждающимся в обучении на дому, предоставляются бесплатно учебники, учебная, справочная литература. Кроме того, ребенок, обучающийся на дому, имеет право в соответствии с индивидуальным учебным планом посещать отдельные уроки и мероприятия в школе. Согласно ст.2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (далее - обучающиеся с ОВЗ) -физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (далее – ПМПК)и препятствующие получению образования без создания специальных условий. К категории
    детей-инвалидов относятся дети до 18 лет, имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушений развития и роста ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контроля за своим поведением, обучения, общения, трудовой деятельности в будущем, статус которых установлен учреждениями медико-социальной экспертизы. ПМПК принимать решения по выдаче заключений с учетом особых образовательных потребностей обучающихся и индивидуальной ситуации развития. Таким образом, категория "обучающийся с ОВЗ" определена не с точки зрения собственно ограничений по здоровью, а с точки зрения необходимости создания специальных условий получения
    образования исходя из решения коллегиального органа - ПМПК. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ (ст. 79, п. 3 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации») понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся
    необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или
    затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ. Разработка ИПРА ребенка-инвалида в части мероприятий по психолого-педагогической реабилитации или абилитации осуществляется с учетом заключения психолого-медико-
    педагогической комиссии о результатах проведенного обследования ребенка ( п. 6 Приказ Минтруда России от 13.06.2017 N 486н "Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида,
    индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм"). В рекомендациях ПМПК определяется образовательная программа (основная образовательная программа начального, или основного, или среднего общего бразования; вариант адаптированной основной образовательной программы начального, или основного, или среднего общего образования - ч. 2 ст. 79 ФЗ N 273; вариант адаптированной основной общеобразовательной программы обучающегося с умственной отсталостью; адаптированная образовательная программа или специальная индивидуальная образовательная программа развития, учитывающая особенности психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимостит  обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию обучающегося с ОВЗ, в том числе с умственной отсталостью, - п. 28 ст. 2 ФЗ N 273); форма получения
    образования; необходимость периода динамического наблюдения; направления работы специалистов сопровождения (учитель-логопед, педагог-психолог, специальный психолог, учитель-дефектолог (олигофренопедагог, сурдопедагог, тифлопедагог); условия
    прохождения государственной итоговой аттестации и др.).

    Заключение ПМПК ребенка с ОВЗ, как и индивидуальная программа реабилитации ребенка с инвалидностью, для родителей (законных представителей) носит заявительный характер (они имеют право не представлять эти документы в образовательные и иные организации). Вместе с тем представленное в образовательную организацию заключение ПМПК и/или ИПР является основанием для организации обучение названной категории обучающихся, включая создание специальных условий в образовательных организациях, как в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам (в образовательных организациях для детей с ОВЗ), в отдельных классах, группах (коррекционных классах,
    группах), так и совместно с другими обучающимися. Адаптированная образовательная программа - это образовательная программа,
    адаптированная для обучения ребенка с ОВЗ (в том числе с инвалидностью), разрабатывается на базе основной образовательной программы (ООП) определенного уровня образования, с учетом индивидуальных образовательных потребностей и психофизических особенностей на период, определенный образовательной организацией самостоятельно, с возможностью ее изменения в процессе обучения. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» выделил некоторые особенности при реализации вышеуказанных образовательных программ. В частности, ч. 3 ст. 55определяет особый порядок приема детей на обучение по рассматриваемым программам: только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций ПМПК.
    Для отдельных категорий лиц, обучавшихся по адаптированным основным общеобразовательным программам, предусмотрен особый порядок выдачи документов об обучении. В части 13 ст. 60 ФЗ N 273 указано, что "лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам, выдается свидетельство об обучении по образцу и в порядке, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и
    нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Остальные обучающиеся при успешном прохождении государственной итоговой аттестации выдается документ об образовании, который подтверждает получение общего образования следующего уровня:
    1) основное общее образование (подтверждается аттестатом об основном общем образовании);
    2) среднее общее образование (подтверждается аттестатом о среднем общем образовании).
    В муниципальных общеобразовательных организациях реализуются основные общеобразовательные программы. Кроме того, не все обучающиеся с ОВЗ, получающие общее образование, нуждаются в адаптации образовательных программ. Некоторым из них достаточно создать некоторые специальные условия, указанные в части 3 статьи 79 Федерального закона N 273-ФЗ. При этом специальные условия должны быть созданы в любой образовательной организации, в которой есть обучающиеся указанной категории.

    Интегративным результатом реализации указанных требований является создание комфортно-развивающей среды для обучающихся с ОВЗ, построенной с учетом их особых образовательных потребностей, которая обеспечивает высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей (законных
    представителей), духовно-нравственное (нравственное) развитие обучающихся,
    гарантирует охрану и укрепление физического, психического и социального здоровья
    обучающихся.

    Поделиться страницей

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie