Селивановская средняя школа №28 - Центр образования села Селиваново
Село Селиваново Щекинский район Тульская область
  • Профилактики школьной неуспешности

    Проблема неуспеваемости беспокоит всех: и взрослых, и детей. Очевидно, что на свете нет ни одного психически здорового ребенка, который хотел бы плохо учиться. Когда же мечты об успешных школьных годах разбиваются о первые "двойки", у ребенка сначала пропадает желание учиться, а потом он просто прогуливает уроки или становится "трудным" учеником, что чаще всего приводит к новым негативным проявлениям и в поведении.

    Что же такое неуспеваемость? Неуспеваемость - это отставание в учении, при котором за отведенное время учащийся не овладевает на удовлетворительном уровне знаниями, предусмотренными учебной программой, а также весь комплекс проблем, который может сложиться у ребенка в связи с систематическим обучением (как в группе, так и индивидуально).

    Чтобы найти средство для преодоления неуспеваемости, надо знать причины, порождающие ее. Это может быть низкое качество мыслительной деятельности ребенка, отсутствие у него мотивации к учению, несовершенство организации учебного процесса и пр. Определив, чем вызвана школьная неуспеваемость, педагог сможет оказать учащемуся квалифицированную помощь по ее преодолению.

    Внешние и внутренние причины неуспеваемости.

    Известные психологи Ю.К. Бабанский и В.С. Цетлин выделяют две группы причин неуспеваемости: внешние и внутренние.

    К внешним причинам можно отнести:

    - снижение ценности образования в обществе, нестабильность

    существующей образовательной системы;

    - несовершенство организации учебного процесса на местах (неинтересные уроки, отсутствие индивидуального подхода, перегрузка учащихся, несформированность приемов учебной

    деятельности, пробелы в знаниях и пр.);

    - отрицательное влияние извне - улицы, семьи и т. д.

    Внутренние причины неуспеваемости:

    -дефекты здоровья школьников. Медицинские учреждения отмечают, что каждый четвертый ребенок имеет серьезные проблемы со здоровьем с момента рождения.

    -низкое развитие интеллекта, что тоже должно найти своевременное отражение в составлении программ и создании новых учебников.

    Учебный материал должен быть посильным для большинства школьников.

    -отсутствие мотивации учения: у ребенка неправильно сформировалось отношение к образованию, он не понимает его общественную значимость и не стремится быть успешным в учебной деятельности.

    - проблема слабого развития волевой сферы у учащихся. На последнюю причину редко обращают внимание. Хотя об этом писал  еще К.Д. Ушинский: "Учение, основанное только на интересе, не дает возможности окрепнуть воле ученика, т. к. не все в учении интересно,

    и придется многое взять силой воли".

                         Причины и характер проявления неуспеваемости

    Причины и характер проявления неуспеваемости

    Низкий уровень развития учебной

    мотивации (ничто не побуждает учиться).

    Влияют:

    обстоятельства жизни ребенка в семье;

    взаимоотношения с окружающими

    взрослыми

    Неправильно сформировавшееся отношение к

    учению, непонимание его общественной

    значимости.

    Нет стремления быть успешным в учебной

    деятельности (отсутствует

    заинтересованность в получении хороших

    отметок, вполне устраивают

    удовлетворительные)

    Интеллектуальная пассивность как

    результат неправильного воспитания.

    Интеллектуально пассивные учащиеся -

    те, которые не имели ни правильных

    условий для умственного развития, ни

    достаточной практики интеллектуальной

    деятельности, у них отсутствуют

    интеллектуальные умения, знания и

    навыки, на основе которых педагог

    строит обучение

    При выполнении учебного задания,

    требующего активной мыслительной работы,

    отсутствует стремление его понять и

    осмыслить.

    Вместо активного размышления -

    использование различных обходных путей:

    зазубривание, списывание, подсказки

    товарищей, угадывание правильных

    вариантов ответа.

    Интеллектуальная пассивность может

    проявляться как избирательно в отношении

    учебных предметов, так и во всей учебной

    работе. Вне учебных занятий многие из таких

    учащихся действуют умнее, активнее и

    сообразительнее, чем в учении

    Неправильные навыки учебной работы -

    со стороны педагога нет должного

    контроля над способами и приемами ее

    выполнения

    Учащиеся не умеют учиться, не умеют

    самостоятельно работать, потому что

    пользуются малоэффективными способами

    учебной работы, которые требуют от них

    значительной траты лишнего времени и

    труда: заучивают текст, не выделяя

    логических частей; начинают выполнять

    практические задания раньше, чем

    выучивают правило, для применения

    которого эти задания задаются; не проверяют

    свои работы или не умеют проверять;

    выполняют работу в медленном темпе

    Неправильно сформировавшееся

    отношение к учебному труду:

    пробелы в воспитании (нет постоянных

    трудовых обязанностей, не приучены

    выполнять их аккуратно, не

    предъявлялось строгих требований к

    качеству работы; избалованные,

    неорганизованные учащиеся);

    неправильная организация учебной

    деятельности в ОУ

    Нежелание выполнять не очень интересное,

    скучное, трудное, отнимающее много

    времени задание.

    Небрежность и недобросовестность в

    выполнении учебных обязанностей.

    Невыполненные или частично выполненные

    домашние задания.

    Неаккуратное обращение с учебными

    Пособиями

    Отсутствие или слабое развитие учебных

    и познавательных интересов -

    недостаточное внимание к этой проблеме

    со стороны педагогов и родителей

    Знания усваиваются без интереса, легко

    становятся формальными, т. к. не отвечают

    потребности в их приобретении, остаются

    мертвым грузом, не используются, не влияют

    на представления школьника об окружающей

    действительности и не побуждают к

    дальнейшей деятельности

                                                           Типы неуспевающих

    Детей с проблемами школьной успеваемости можно условно разделить на

    несколько групп:

    · 1 группа. Низкое качество мыслительной деятельности (слабое

    развитие познавательных процессов - внимания, памяти, мышления,

    несформированность познавательных умений и навыков и т. д.)

    сочетается с положительным отношением к учению.

    · 2 группа. Высокое качество мыслительной деятельности в паре с

    отрицательным отношением к учению.

    · 3 группа. Низкое качество мыслительной деятельности сочетается с

    отрицательным отношением к учению.

    Документы не выбраны

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie