ФООП едины для всех школ, а термин ПООП исключен из Закона об образовании и других актов в сфере образования. Школы разрабатывают свои ООП в соответствии с ФГОС и ФООП. Содержание и планируемые результаты школьных ООП должны быть не ниже, чем в ФООП. Школа может непосредственно применять ФОП полностью или ее отдельные части: федеральный учебный план, федеральный календарный учебный график, федеральные рабочие программы учебных предметов или курсов. В этом случае не нужно разрабатывать собственные документы.
При этом школы обязаны использовать федеральные рабочие программы по учебным предметам «Русский язык», «Литературное чтение» и «Окружающий мир» для уровня НОО, «Русский язык», «Литература», «История», «Обществознание», «География» и «Основы безопасности жизнедеятельности» для уровней ООО и СОО. По остальным учебным предметам школы могут либо использовать федеральные рабочие программы в неизменном виде, либо разработать на их основе свои рабочие программы. Однако содержание и планируемые результаты собственных рабочих программ должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов ФООП.
ФООП состоит из целевого, содержательного и организационного разделов, что соответствует требованиям ФГОС. Однако в ФООП нет раздела с требованиями к условиям реализации ФООП. Этот раздел школы должны написать самостоятельно, исходя из имеющихся условий и возможностей. При этом необходимо учитывать и требования СанПиН и СП. Электронная информационно-образовательная среда образовательной организации должна соответствовать требованиям федерального законодательства. При этом школы должны учитывать региональные и муниципальные нормы и требования, если они есть.
Содержательный раздел ФОП НОО включает федеральные рабочие программы учебных предметов «Русский язык», «Литературное чтение», «Окружающий мир». А содержательные разделы ФОП ООО и ФОП СОО – федеральные рабочие программы учебных предметов «Русский язык», «Литература», «Обществознание», «История», «География», «Основы безопасности жизнедеятельности». Федеральные рабочие программы по остальным учебным предметам планируется включить в ФООП к 1 сентября 2023 учебного года.
ФОП ООО предусматривает возможность изучения учебных предметов «Математика», «Информатика», «Физика», «Химия», «Биология» на углубленном уровне. Это можно сделать за счет добавления учебных часов из части федерального учебного плана, формируемого участниками образовательных отношений.
Рекомендуется добавить 14 часов на изучение учебного предмета «История» в 9-м классе. Это нужно, чтобы реализовать модуль «Введение в Новейшую историю России» в рамках учебного курса «История России».
Если класс переходит на ФООП не в первый год изучения учебного предмета, школам необходимо предусмотреть переходный период или особый порядок учебного планирования. Например, курс «Вероятность и статистика» в рамках учебного предмета «Математика» вводится с 7-го класса. Чтобы обеспечить освоение учениками 8–9-х классов программы учебного курса «Вероятность и статистика», школы могут включить вероятностно-статистическое содержание в учебный курс «Алгебра». А также добавить один час в учебный план. Еще можно решить этот вопрос за счет часов внеурочной деятельности. В этом случае школа должна организовать текущий контроль успеваемости и промежуточной аттестации по курсу внеурочной деятельности.
При этом в учебном плане и классном журнале в 7–9-х классах нужно указать наименование учебного курса – «Алгебра», «Геометрия» или «Вероятность и статистика». При выставлении итоговой оценки в аттестате зафиксировать наименование учебного предмета «Математика». Оценку проставить как среднее арифметическое годовых отметок по трем учебным курсам и экзаменационной отметки выпускника.
Если в 2022/23 учебном году в 5-х классах не преподавались ОДНКНР, рекомендуется добавить в учебный план 6-х классов еще один час на изучение предмета помимо одного часа, который есть в федеральном учебном плане. Дополнительный час предусматривается в рамках внеурочной деятельности на освоение ОДНКНР за 5–6-е классы в течение одного учебного года.
В ФОП всех уровней есть разные варианты федеральных учебных планов. Они учитывают возможность изучения родного языка, литературного чтения и родной литературы на родном языке, второго иностранного языка для пятидневной или шестидневной учебной недели.
На уровне СОО предлагаются федеральные учебные планы для всех профилей обучения. Они соблюдают требования ФГОС СОО: включают не менее 13 учебных предметов – «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «Математика», «Информатика», «История», «Обществознание», «География», «Физика», «Химия», «Биология», «Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности». Не менее двух учебных предметов предполагают изучение на углубленном уровне. Все профили обучения, в том числе универсальный, предусматривают обязательное изучение предметов на углубленном уровне.
Рекомендуется разрабатывать учебный план для классов психолого-педагогической направленности на основе одного из вариантов учебного плана гуманитарного профиля. При этом школа должна учесть Концепцию профильных психолого-педагогических классов.
Чтобы удовлетворить интересы школьников и их родителей, школа может включить в учебный план три учебных предмета и более для углубленного изучения. Часы на изучение учебных предметов школа распределяет самостоятельно.
Школа может перераспределять часы федерального учебного плана на изучение учебных предметов, по которым не проводится ГИА, в пользу изучения других учебных предметов. В том числе на изучение родных и/или государственных языков народов РФ. Но при этом содержание и планируемые результаты ООП должны быть не ниже, чем в ФООП.
ФООП предусматривают возможность и механизмы разработки индивидуальных учебных планов, в том числе для ускоренного обучения. А также индивидуальных учебных планов, в рамках которых формируется индивидуальная траектория развития ученика. Реализация ИУП должна сопровождаться тьюторской поддержкой.
Федеральный календарный учебный график в ФООП устанавливает, что образовательную деятельность школы осуществляют по учебным четвертям. Однако школа вправе самостоятельно разработать календарный учебный график (ст. 12 и 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). А также организовать учебный год по триместрам.
Федеральный календарный учебный график устанавливает:
- начало и окончание учебного года;
- продолжительность учебных четвертей и каникул;
- продолжительность уроков, перемен;
- распределение недельной нагрузки учеников в рамках 34-недельного учебного года, исключение – учебное планирование в 1-х, 9-х и 11-х классах.
Каждая школа может самостоятельно определить режим работы – выбрать 5-дневную или 6-дневную учебную неделю. При этом нужно ориентироваться на требования законодательства, СП и СанПиН
Основные общеобразовательные программы школы должны привести в соответствие с ФООП не позднее 1 сентября 2023 года. С этой даты школы обязаны ввести ФООП для всех классов – с 1-го по 11-й.
В 11-х классах 2023/24 учебного года можно реализовывать учебный план профиля, который был разработан до введения ФОП. Но при этом школы должны привести рабочие программы по учебным предметам учебного плана в соответствие с ФОП СОО.
Пока будут создаваться и утверждаться УМК по ФООП, продолжит действовать новый ФПУ. Школы могут приобретать по этому перечню учебники для реализации ФОП. При этом ФПУ устанавливает предельные сроки использования учебников, которые исключили из прежнего ФПУ. Такие учебники можно применять до истечения предельных сроков. Еще учебные пособия можно выбирать от тех организаций, которые есть в перечне Минобрнауки от 09.06.2016 № 699.
Формы методической поддержки внедрения ФООП на федеральном уровне
В марте–апреле 2023 года запланировано проведение окружных и всероссийских совещаний по вопросам введения ФООП. На портале Единого содержания общего образования в срок до конца марта 2023 года будет доработан конструктор рабочих программ. Здесь же педагоги и администрация школ могут получить индивидуальную консультативную помощь по вопросам введения ФООП. Для этого нужно перейти на вкладку сайта «Горячая линия». Также на портале ЕДСОО можно ознакомиться с материалами Всероссийских просветительских мероприятий по вопросу внедрения ФООП, которые прошли в конце 2022 года.
Институт стратегии развития образования РАО в рамках сопровождения внедрения ФООП планирует в 2023 году:
- подготовить методические пособия для учителей по реализации ФГОС общего образования;
- разработать методрекомендации по интеграции предметного содержания урочной деятельности с системой допобразования, в том числе интеграции содержания литературы и истории с деятельностью школьных театров, в том числе и в целях реализации федеральной программы воспитания;
- подготовить рабочие программы по организации внеурочной деятельности для общего образования, в том числе по организации НВП, программы «Россия – моя история», по организации профильного обучения, а также программ для детей, испытывающих трудности в обучении;
- провести серию окружных совещаний с педагогами субъектов РФ по актуальным вопросам введения ФГОС общего образования и реализации ФООП;
- проводить на регулярной основе методические семинары, вебинары для учителей по актуальным вопросам реализации обновленных ФГОС НОО, ООО и СОО в соответствии с ФООП.